Основные понятия и принципы ИО.

Знания, полученные в этой главе, являются фундаменом, опираясь на который вы сможете продолжить свой рост в данной области.
Прежде всего необходимо отметить, что приводимые ниже понятия можно использовать в самых разнообразных исследованиях, но в каждом конкретном случае они требуют соответствующей интерпретации, отражающей сущность изучаемых явлений.


Рассмотрим основные определения.
Операцией называется всякое мероприятие или система действий, объединённые единым замыслом и направленные на достижение какой-то цели.
Вернёмся к приведённым в прошедшей лекции примерам.
Здесь операциями являются:


1. Разработка плана снабжения предприятий при минимальных затратах.

2. Организация продажи сезонных товаров при максимальной экономической эффективности.

3. Обеспечение требуемого качества продукции при минимальных расходах на контроль

4. Организация системы медицинского обслуживания для скорейшего прекращения распространения инфекции.


Операция есть всегда управляемое мероприятие, т. е. от нас зависит, каким способом выбрать некоторые параметры, характеризующие ее организацию.
Оперирующей стороной называются отдельные лица и коллективы, объединенные организационным руководством и активно стремящиеся (в рамках данной операции) к достижению поставленной цели.
В зависимости от масштабов операции и характера своего участия в ней представители оперирующей стороны могут либо сами формулировать себе цель, либо получать директивы извне. Следовательно, вопрос о составе оперирующей стороны должен обсуждаться каждый раз специально.
Примером оперирующей стороны является персонал отраслевого вычислительного центра (ВЦ), обеспечивающий своевременную и качественную обработку данных о деятельности предприятий отрасли за отчетный период.
Активными средствами проведения операции называется совокупность материальных, энергетических, денежных, трудовых и других ресурсов, а также организационных возможностей, используемых оперирующей стороной для обеспечения успешного хода операции и достижения ее цели
Очевидно, оперирующая сторона должна обладать определенной свободой выбора активных средств и способностью как-то влиять на развитие событий.

Примерами активных средств являются вычислительные машины, электроэнергия, време или производственные мощности, запасы сырья, трудовые ресурсы завода, или фонд заработной платы производственной бригады, расходуемый по ее усмотрению и определяющий численный состав и квалификацию работников.
Стратегиями оперирующей стороны в данной операции называются допустимые способы расходования ею имеющихся активных средств. Здесь слово "допустимые" следует понимать как "не выходящие за пределы технических, организационных, физических возможностей (ограничений)".
Среди допустимых обычно находятся и оптимальные (предпочтительные) стратегии, превосходящие остальные по каким-либо признакам. Оптимальные (от латинского optimus-наилучший) стратегии должны представлять первоочередной интерес для оперирующей стороны.

Примеры стратегий: принятая последовательность обработки массивов данных на ЭВМ, установленный распорядок дня руководителя учреждения, рекомендуемый принцип поиска неисправностей в сложном изделии, выбранный режим обслуживания заявок на ремонт какого-либо оборудования.
Действующими факторами операции называются объективные условия и обстоятельства, определяющие ее особенности и непосредственно влияющие на ее исход. Различают факторы:
1. Определенные (точно известные).
2. Неопределенные (имеющие вероятностную природу или проявляющиеся беспорядочно).

Все они разделяются на:
Kонтролируемые оперирующей стороной и
Hеконтролируемые оперирующей стороной,
причем неконтролируемыми обычно бывают неопределенные факторы.

Наличие контролируемых факторов указывает на возможность управления ходом операции. Совокупность действующих факторов всегда характеризует обстановку, в которой проводится та же или иная операция.
Примеры действующих факторов:

Критерием эффективности операции (или выбранной стратегии) называется показатель требуемого, или ожидаемого, или достигнутого соответствия между результатом предпринимаемых действий и целью операции. Важнейшей функцией критерия является возможность сравнительной оценки различных стратегий до начала их реализации.
Его используют также на завершающем этапе операции для характеристики полученных результатов. Как правило, интерес представляют стратегии, позволяющие достичь максимальных (минимальных) значений выбранного критерия (если, конечно, он имеет численное выражение).
Следовательно, необходимо тщательно отбирать критерии для избежания ошибочных интерпретаций цели операции и неоправданного расходования активных средств.

Многие операции выполняются в условиях, содержащих элемент случайности (например, операции, связанные с колебаниями спроса и предложения, с движением народонаселения, заболеваемостью, смертностью, а также все военные операции). В этих случаях исход операции, даже организованной строго определенным образом, не может быть точно предсказан, остается случайным. Если это так, то в качестве показателя эффективности W выбирается не просто характеристика исхода операции, а ее среднее значение (математическое ожидание).

Правильный выбор показателя эффективности является необходимым условием полезности исследования, применяемого для обоснования решения.
Показатель эффективности часто называют целевой функцией.
Для иллюстрации принципов выбора показателя эффективности вернемся опять к нашим примерам. Выберем для каждого из них естественный показатель эффективности и укажем, требуется его максимизировать или минимизировать.

1. План снабжения предприятий.

Задача операции-обеспечить снабжение сырьем при минимальных расходах на перевозки.
Показатель эффективности R-суммарные расходы на перевозки сырья за единицу времени, например, месяц (R=>max)

2. Продажа сезонных товаров.

В качестве показателя эффективности можно взять среднюю ожидаемую прибыль П от реализации товаров за сезон (П=>max)

3. Выборочный контроль продукции.

Естественный показатель эффективности, подсказанный формулировкой задачи, это средние ожидаемые расходы R на контроль в единицу времени, при условии, что система контроля обеспечивает заданный уровень качества например, средний процент брака не выше заданного (R=>max)

4. Медицинское обследование.

В качестве показателя эффективности можно выбрать средний процент (долю) Q больных и носителей инфекции, которых удалось выявить (Q=>max).

Состоянием операции в некоторый момент времени t называется совокупность ее характеристик (особенностей), проявляющихся в этот момент и отражающих объективно сложившееся положение дел.
Всякая операция представляет собой процесс, существующий во времени, проходящий различные этапы (фазы) развития и завершающийся получением конечного результата, сопоставимого с исходной целью. Обычно этот процесс как-то проявляет себя, обнаруживает некоторые свойства и поэтому может подвергаться воздействиям оперирующей стороны. Если подобные проявления измеримы и допускают количественную оценку, то можно говорить о них как о варьируемых параметрах, формально отражающих ход операции и называемых обычно фазовыми переменными.

Пояснить введенное определение удобно на примере производственного процесса, состоящего в выполнении ряда работ на каком-либо оборудовании с целью получения конечного продукта (возможно изделия, массива данных и т. п.)

Оценка состояний процесса в разные моменты
состоит из ответов на вопросы:

Очевидно, ответы можно представить в виде некоторого набора зависящих от времени чисел (фазовых переменных): номер очередной работы оставшееся до ее завершения время количество законченных работ. С их помощью нетрудно описать динамику процесса применительно к конкретной обстановке.
Hosted by uCoz